Возрастная психология: кризисы — предмет изучения
Возрастная психология занимается изучением закономерностей и фактов развития человека, особенностей возрастной динамики психики. Объект изучения этой отрасли психологии – здоровый человек, который меняется в соответствии со своим возрастом. Кризисы возраста - это один из аспектов, которому уделяется немало внимания в возрастной психологии.
Что такое возрастная психология
Возрастная психология занимается вычленением возрастных особенностей в поведении человека, объясняет их, выделяет закономерности получения знаний и опыта. На каждом этапе жизни человека появляются новые типичные формы психической организации. Именно этот процесс является главным для изучения в данной отрасли психологии. Важнейшая задача – изучить то, как происходит на протяжении жизни развитие психики человека.
Предмет изучения – возрастные периоды развития. Анализируются все тенденции, характеризующие психическое развитие человека в онтогенезе, среди них есть темп, направленность, закономерности и причины перехода от одного состояния к другому и сам механизм этих процессов. Также подробно рассматривает возрастная психология кризисы, причины и механизмы их возникновения.
Детская психология занимает особое место в возрастной психологии. Изменения методологии исследований повлекли за собой изменения в понятии предмета этой отрасли. 100 лет назад стремления ученых были сосредоточены на подробном изучении именно детского возраста, при этом собирались данные, сведения, характеризующие этот конкретный период. Психологи анализировали появляющиеся навыки и умения у малыша в определенные периоды его жизни, выявляли закономерности, последовательности и взаимосвязи. Основные использовавшиеся методы - это срезовый эксперимент и наблюдение.
50-70 лет назад ученые стали разбирать факторы и условия развития психики, анализировать движущие силы, влекущие за собой те или иные перемены. Но на всех этапах становления этой отрасли подростковый кризис психология изучала особо тщательно.
Теоретические задачи возрастной психологии
- Изучить механизмы, движущие силы психического развития человека на протяжении всей жизни.
- Вычленить этапы и составить периодизацию развития людей в психическом аспекте.
- Исследовать основные составляющие всех возрастных периодов, закономерности функционирования памяти, внимания, восприятия. Ученых волнует появление, развитие, совершенствование, изменения, деградация этих процессов.
- Установить особенности возрастных периодов, способность в те или иные периоды заниматься определенными видами деятельности, способность усваивать новую информацию, прочие закономерности возрастных возможностей.
- Изучить развитие личности по возрастам.
«Все выдающиеся ученые-психологи не обходили вниманием возрастную психологию. Л.С. Выготский сделал вопросы возрастной психологии основополагающими в своей деятельности».
Разнообразие практических задач возрастной психологии
- Определение возрастных норм психических функций.
- Выявление творческого потенциала человека.
- Выделение психологических ресурсов личности.
- Создание специализированной службы контроля, которая сможет отслеживать развитие человека.
- Оказание профессиональной помощи родителям, находящимся в сложных ситуациях.
- Проведение диагностики (клинической и возрастной).
- Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.
- Организация психологического сопровождения.
Такие важные отрасли (психология развития и возрастная психология) неразрывно связаны с другими отраслями этой науки - с общей, педагогической, социальной, генетической. Также существует связь и с прочими другими науками - с педагогикой, геронтологией, культурологией, медициной, логикой, языкознанием, искусствоведением, социологией, литературоведением, этнографией и многими другими.
Возрастная психология анализирует становление психики, систематизирует информацию и делает эти знания всеобщим достоянием.