Главная » Психология общения с людьми » Виды общения в психологии: формы и классификация

Виды общения в психологии: формы и классификация

Слово «общение» обычно ассоциируется у нас с человеческим взаимодействием, однако не стоит забывать, что оно свойственно не только людям, но и животным. Более того, можно утверждать, что все живые организмы общаются между собой. Исходя из этого, ученые выделяют некоторые виды общения в психологии.

Считается, что человеческое общение более совершенно, так как в нем принимают участие не только невербальные средства, но и вторая сигнальная система, представленная речью. Именно она (по мнению многих ученых) тесно связана с осознанием содержания информации. В структуре любого общения можно выделить такие аспекты:

  • цель;
  • средства;
  • содержание.

Существуют также определенные формы общения в психологии, о чем и пойдет далее речь в данной статье.

Функции общения

Основная функция общения – передача информации любого характера от одного живого существа к другому. Это может быть сообщение об определенном эмоциональном состоянии (удовлетворенности/неудовлетворенности, радости/страдании, печали/воодушевлении), хотя общепринято считать, что эту функцию (называемую также сигнальной) выполняют исключительно эмоции и чувства, являющиеся составной частью любого общения.

Цель общения – не что иное, как необходимость взаимодействия. Так в ходе общения может осуществиться влияние, убеждение, предупреждение об опасности, выражение эмоционально-чувственного состояния. Общение – один из необходимых любому человеку видов деятельности, заложенный в основу социальной активности.

«Несомненно, в ходе взаимодействия может осуществляться передача знаний и опыта, воспитание, установление отношений, а также согласование этапов совместной деятельности».

Многие исследователи и научные работники пытаются разработать единую классификацию и выработать основные виды общения в психологии. Однако общение (как было сказано ранее) включает в себя множество аспектов, поэтому провести общую систематизацию достаточно сложно. Но на основе общих знаний о данном процессе можно попытаться выделить основные классификационные единицы для лучшего понимания природы общения в целом.

Итак, каким же может быть человеческое общение?

По степени эффективности:

  • эффективное
  • неэффективное.

Здесь можно говорить о достижении или его отсутствии цели общения, поставленной ранее.

По цели, средствам и степени влияния субъектов общения друг на друга можно выделить:

  • материальное общение (обмен полученными продуктами деятельности и труда, которые обладают свойством удовлетворения актуальных потребностей);
  • мотивационное общение (основной целью здесь является стимуляция или поощрение оппонента к определенным действиям);
  • кондиционное общение (попытка с помощью оказываемого влияния привести оппонента в определенное психическое и эмоциональное состояние);
  • деятельностное общение (понятие распространено в отечественной психологии и означает практически любой вид взаимодействия, так как все они так или иначе связаны с деятельностью);
  • когнитивное общение (данная разновидность предполагает обмен информацией и знаниями, получение нового опыта);
  • биологическое общение (базовый вид, предназначенный для сохранения и поддержания жизнедеятельности и связанный с прямым удовлетворением потребностей; сюда можно отнести общение ребенка с матерью в первые месяцы жизни);
  • социальное общение (предполагает создание межличностных связей, обретение социального статуса, идентификацию в обществе).

По прямоте осуществления общение бывает:

  • непосредственное/прямое (совершается с помощью человеческого тела в ситуациях, когда собеседники непосредственно воспринимают друг друга в данный момент времени. Это может быть разговор с глазу на глаз, объятия, пожатие руки и т.д.);
  • опосредованное/косвенное (совершается посредством использования специальных средств и орудий, помогающих в обмене информацией и эмоциями в тех ситуациях, когда личное общение невозможно и приходится использовать «посредников», связывающих потоки информации. Сюда относится переписка, разговор через Skype или по телефону, беседа с помощью переводчика и т.д. ).

По степени близости общение делят на:

  •  деловое;
  • личностное.

Первое является более закрытым, опосредованным, менее эмоциональным и не затрагивающим личные переживания субъектов общения. Второй же вид сосредоточен вокруг психологических проблем и переживаний.

По цели выделяют:

  • целевое общение (то есть то общение, в основе которого лежит некая цель, преследуемая субъектом);
  • инструментальное (имеющее своей целью исключительно получение удовольствия от самого акта взаимодействия).

Отдельно выделяет психология невербальное общение как способ взаимодействия без помощи второй сигнальной системы (речи). Сюда можно отнести позы, жесты, мимику, пантомимику, интонацию и даже внешний вид собеседников. Противоположное этому виду (общение вербальное, или словесное) предполагает обмен информацией исключительно с помощью слов в устной или письменной форме.

Видео: Общение и его виды