Главная » Психология общения с людьми » Виды и функции общения в психологии

Виды и функции общения в психологии

Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.

Сущность общения

Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом. Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше. Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.

Общаясь между собой, люди учатся искать компромиссные решения, договариваться, отстаивать свое мнение, заявлять о себе, совершенствовать свои ораторские задатки. Ученые доказали, что если в какой-либо группе людей исключить элемент общения, то эти люди не смогут достичь поставленных целей.

Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.

Определяем функции

Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.

Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды

  • Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
  • Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения "живыми" эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование "смайликов" при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.

Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:

  • контактная предполагает общение для налаживания отношений с другим человеком или группой людей;
  • побудительная функция используется для того, чтобы подвигнуть человека на совершение каких-либо практических действий;
  • информационная ставит своей целью передачу или обмен информацией;
  • координационная функция - это общение для составления общего согласованного плана действий в работе;
  • эмотивная - передача чувств и эмоций, которые хочется выразить;
  • педагогическое общение стоит особняком, так как совмещает в себе все вышеперечисленные цели. Общение между учителем и учеником гораздо сложнее и содержательнее, чем просто передача информации. Здесь присутствуют и установление контакта, и координация действий, и побуждение, и информирование и т.д. Также обязательно наличествует и перцептивный элемент, который подразумевает одновременно восприятие информации, осмысление ее и (что очень важно) личную оценку, составление своего собственного мнения. Это объясняется тем, что в процессе взросления ребенок (а потом и подросток) проходит по очереди все стадии становления и взросления личности.

Видео: Психология общения