В помощь начинающему водителю: психология вождения
В наше бурное время мы не слишком удивляемся стремительно растущему количеству страшных ДТП. Статистические сводки все еще не утешают, хотя и количество ДТП постепенно снижается. Будущим водителям кроме знания ПДД и что такое оценка автомобиля для наследства, нужны знания о психологических факторах, приводящих к авариям на дорогах.
В большинстве аварий первостепенную роль играет человеческий фактор. Ошибки водителей обусловлены психологическим состоянием. Также немалую роль играет фактор профессионализма водителя. Сюда следует отнести:
- внимание, т. е. способность сконцентрироваться на самом главном;
- эмоциональную устойчивость, особенно в стрессовой ситуации;
- четкую координацию движений;
- темперамент водителя.
Резонный вопрос: когда водитель считается профессионалом? Исследования психологов говорят, что водитель перестает быть новичком, пройдя последовательно несколько этапов:
- Когда проходит чувство постоянной опасности за рулем, обычно от нескольких дней до нескольких недель.
- Недооценка опасности. После первого, вполне благополучного в плане вождения этапа, водители чувствуют себя королями дорог и могут недооценивать реальную ситуацию на дороге. Длится обычно до 4000 км пробега.
- Реальная оценка опасности наступает у разных водителей примерно после 4,0 тыс. и до 100 тыс. км.
- Притупление чувства безопасности. После 3-4 лет вождения наступает период, когда водитель теряет бдительность и уже не так осторожен на дороге. Американские психологи в ходе исследований доказали, что профессиональные гонщики совершали больше ДТП в обычной жизни, чем на гоночной трассе.
На качестве вождения значительно влияет и возраст водителя. По статистике, молодые водители (до 25 лет) чаще совершают ДТП. Тогда как 45-летние водители являются наиболее надежными. А пожилые (более 60 лет) водители тоже относятся к зоне риска, они чаще становятся участниками ДТП.