Социально-личностное развитие дошкольников как этап формирования характера
Социально-личностное развитие дошкольника включает в себя первое понимание ребенка о нормах, которые приняты в обществе. Вместе с этим это и основа формирования полноценного и адаптированного к социуму индивидуума.
Из названия понятно, что развитие личности ребенка происходит в тесной взаимосвязи с теми социальными нормами, которые приняты в месте проживания ребенка. Такое развитие только тогда бывает полноценным, когда содержит 2 составляющие:
- отношения с людьми из близкого окружения ребенка;
- важная для этого периода деятельность, в которую входят игры, обучение и помощь.
При этом каждый период развития представляет собой симбиоз прав, проявляющихся в рамках дозволенного в связи с возрастом и уровнем мышления ребенка, а также обязанностей, которые с учетом адаптации к окружающему миру ребенок в состоянии выполнять. Все это формирует собирательное для психологов понятие, называемое социальной ситуацией развития. Несмотря на индивидуальность развития каждого малыша, ситуация развития не является исключением или особенностью. Это вызванная психологическими закономерностями роста ситуация, способная формировать личностное развитие дошкольника.
Тенденции такого развития выработаны опытным путем и исторически сформированы. Но вместе с тем развитие определенного поколения детей может меняться в зависимости от запросов времени.
Развитие и место в обществе
Ребенок по мере взросления и обогащения определенными навыками начинает занимать свое положение в обществе. Об этом ему прямо и косвенно (поведением) указывают и родители, и другие взрослые. Реакция ребенка на устои общества, где ему приходится проживать, закладывает основы будущего характера человека. Ведь дошкольный возраст психология развития определяет как основополагающий.
Тут идет двойное понимание действительности, проявляется оно в вопросах соотношения или отказа от гармонического сосуществования общества и «я» ребенка. Решая этот вопрос на своем уровне, дети обеспечивают себе нишу для комфортного эмоционального развития. Из этого можно сделать вывод, что социальная ситуация развития – это тандем внешних и внутренних факторов, которые влияют на мышление и мировоззрение маленького человека.
«Для наглядности социально-личностное развитие дошкольников можно сравнить с аналогичным направлением развития подростков».
Небольшой пример
Для чистоты эксперимента возьмем за основу средний возраст дошкольника – 3 года. В этот период ребенок в достаточной мере обладает речевыми, бытовыми и социальными навыками, чтобы выйти за пределы общения своей семьи. Он способен учится взаимоотношениям со сверстниками, старшими детьми и с чужими взрослыми.
Нередко было замечено, что дети этого возраста проявляют интерес к играм во «врача», «водителя», «строителя», «дочки-матери» и прочим. Так малыш примеряет на себя определенные социальные роли, учится ставить себя в обществе с устоявшимися принципами.
Подросток – это отображение перехода от детского понимания действительности к взрослому. Последнее характеризуется самостоятельностью, инициативностью и умением отвечать за свои поступки. И в зависимости от правильности этих характеристик формируется его социально-личностное развитие. И тут главную роль играют
- физиологические особенности, куда входит взросление организма (в том числе и половое),
- особенности социальной адаптации (смена акцентов и приоритетов в общении).
Как правило, в подростковый период ребенок делает упор на укреплении позиций в иных (нежели семья) социальных группах. Это сверстники. В этом возрасте дети уверены, что только подобные им личности способны в полной мере понять близкие темы, оценить уровень эмоций и поддержать интересную беседу. Эмоциональное благополучие подростков зависит от благоприятности восприятия его в группах сверстников.