Самооценка и развитие личности в юношеском возрасте
Онтогенетическое развитие – непрерывный и одновременно скачкообразный процесс, совершающийся в течение определенных четко очерченных периодов. Критические этапы, на протяжении которых человек развивается достаточно быстро, чередуются с литическими – более медленными и спокойными. Развитие личности в юношеском возрасте - один из наиболее экзистенциально сложных периодов становления человека.
Данные сложности связаны прежде всего с изменением социальной ситуации развития, которая в свою очередь вызвана сменой основной деятельности. Если ранее подросток находился в безопасных рамках школы или (опционально) нескольких развивающих кружков и секций, то теперь ему необходимо лицом к лицу столкнуться с окружающим миром и общественными функциями без опосредования через какие-либо вспомогательные организации.
Теперь в семье, учебном или рабочем коллективе, дружеской компании человек имеет статус взрослого и чувствует необходимость ему соответствовать, так как вполне имеет ресурсы, необходимые для этого. Однако одновременно с этим юноша в силу небольшого жизненного опыта все еще материально зависит от родителей. Такой диссонанс между желаемым и реальным порождает сильный душевный дискомфорт, который может быть выражен в чрезмерном упрямстве, протестах и других негативных реакциях.
Развитие личности и возраст
Несомненно, что социальное развитие личности связано с тем, что в юношеском возрасте зачастую изменяется социальный статус личности, то есть происходит трансформация из школьника в студента или рабочего. Надо полагать, что это требует быстрой и желательно как можно более удачной адаптации к новому окружению и типу отношений. В силу молодости и гибкости многие юноши быстро проходят этот процесс приспособления.
Намного хуже дело обстоит с теми, кто не может сменить социальный статус на новый, в результате чего остается безработным. Помимо сильного диссонанса эта ситуация порождает ослабление связей с семьей и друзьями, но при этом возникает и новый фактор - отсутствие новой контролирующей инстанции. Впоследствии это может привести к асоциальному неконтролируемому поведению.
Самооценка и развитие
Развитие личности в юношеском возрасте также предполагает изменения в сфере самосознания и самооценки. В отличие от подростка юноша не ориентирован на референтную группу товарищей. С развитием самосознания намного важнее становится собственная оценка совершенных поступков, желаний и стремлений. Данный процесс – очень тонок и хрупок. У многих юношей, совершивших преступления, можно наблюдать негативные элементы личности из-за нарушений в развитии самосознания. К ним относят:
- подтверждение неадекватной самооценки криминальными проступками;
- переоценка своих качеств и возможностей;
- повышенная тревожность;
- ощущение бесперспективности и невозможности двигаться дальше;
- рассогласованность элементов самосознания (способностей и возможностей);
- искажение социальных оценок и нравственных норм.
«Неадекватно сформированное самосознание приводит к невозможности создавать самостоятельно положительную мотивацию к достижению целей».
На каждом этапе развития личности существуют определенные трудности и препятствия, преодоление которых приводит к успешному взрослению и прогрессированию. Неспособность длительное время эти трудности преодолеть часто становится причиной отклонений или задержек в развитии. Например, необходимость в самовоспитании может гипертрофированно выражаться в асоциальном поведении, изоляции.
Период юношеского развития чрезвычайно чувствителен к влиянию социума. Однако это происходит не так, как в подростковом возрасте, где человек признает и активно отстаивает необходимость быть частью группы. Теперь же эта потребность скрыта и может выражаться исключительно в копировании единственного убеждения или установки, выдаваемых за свои собственные. Личности нужен стержень, опора – именно юношеский возраст является базой для ее формирования. Криминальная среда может очень быстро исказить представления человека о мире, навязав ему ложные идеалы, цели, способы добывания средств существования.
Соотношение индивид/личность/индивидуальность в психологии обозначает стадии развития человека от биологического существа к социальному с последующим приобретением индивидуальных неповторимых особенностей. Именно в юношеском возрасте и происходит активное накопление социального опыта и выработка индивидуальных черт и особенностей. У молодых людей можно наблюдать более глубокое чувство взрослости, самостоятельности, потребности в самоактуализации. Зачастую у юношей можно наблюдать профессиональные затруднения, выраженные в нежелании браться за плохую работу. Высокий уровень притязаний часто является причиной безработицы.
Не следует забывать, что максимализм, категоричность и нетерпимость не сразу «выветриваются» после активного преобладания в подростковом возрасте. Следовательно, необходимо учитывать и эти факторы.