Психологические методики для дошкольников и этапы развития личности
Дети развиваются быстро и активно только в результате целенаправленных действий взрослых. Чтобы познание окружающего мира происходило результативно, нужно применять определенные психологические методики для дошкольников.
Назначение методов
Суть таких методов заключается в том, чтобы в зависимости от возраста (есть определенные периоды, когда малыш способен воспринимать и изучать) давать конкретную информацию. И обучение ребенка навыкам именно в это время приносит наилучшие результаты. В науке такой период именуется сензитивным.
При этом не стоит забывать, что такой период имеет свойство как начинаться, так и заканчиваться. Важно учесть, что именно в сензитивный период ребенку новый материал дается легко. Так как для обучения этому же знанию (навыку) после окончания этого периода потребуется значительно больше усилий и временных затрат. Этот период призван выявлять предрасположенность ребенка к постижению определенной группы знаний или навыков.
Но не стоит забывать аксиому: каждый ребенок индивидуален и с точностью определить периоды развития не всегда можно по шаблону. Однако практикующие психологи в состоянии обозначить возрастные рамки, которые выявляют тягу к определенной деятельности.
Каждый благоприятный период (по мнению специалистов) проходит 3 фазы развития:
- первая – фаза нарастания, когда кирпичик за кирпичиком формируется подспорье для целенаправленного развития;
- вторая – апогей развития, когда ребенок с радостью занимается и буквально на лету схватывает предложенный материал;
- третья – период упадка, когда повышенный интерес пропадает и вместе с ним и готовность к определенному виду деятельности.
Важно понимать, что эти периоды по разным способам активности могут происходить одновременно. Если один на стадии нарастания, то второй может быть уже в фазе упадка.
Эти фазы – три кита, на которых формируются многие психологические методики для дошкольников. Ярким примером является теория Марии Монтессори, которая в наши дни приобрела огромную популярность.
Появление речи как период развития
Формирование связной обдуманной речи - один из самых длительных периодов. Начинается он практически с первого вздоха и заканчивается в 5-6 лет. Суть в следующем:
- ребенок, начиная с невнятных звуков, которые являются реакцией на речь взрослых (первое полугодие жизни), постепенно переходит к произношению слов на свой манер (обычно к году). Это уже подражание взрослому разговору;
- к 2,5 годам ребенок обзаводится запасом слов, более-менее похожим на нормальную лексику человека;
- до 4 лет ребенок учится связной речи путем формирования предложений. Малыша в этом возрасте можно научить буквам и цифрам, возможно начать постигать навыки чтения и письма.
Аналогичные фазы проходит и сенсорное развитие. Оно начинается с рождения, т.е. с первых ощущений своего тела и прикосновения взрослых. Заканчивается примерно в 5-5,5 лет. То есть тогда, когда ребенок может в полной мере членораздельно описать и понять причины своих ощущений. Период апогея начинается в 2-2,5 года. Именно тогда (по мнению педагога Монтессори) реально закрепить распорядок дня и установить дистанцию общения с взрослыми, одногодками, детьми старшего возраста. В эту фазу дети в большей мере поддаются желанию выполнять поручения взрослых, хотят помогать в уборке и иных бытовых вопросах.
Социальные навыки приходят несколько позже, годам к двум. Именно в этот период ребенок по чуть-чуть начинает понимать различия между понятиями "я", "сверстники", "дети старшего возраста", "родственники" и "другие взрослые". С этого возраста результативно объяснять ребенку нормы культурного (вежливого) поведения в обществе.
«До 4 лет (как правило) формируется понимание ответственности за свои действия. А это один из важнейших этапов развития индивидуума».
Психологические особенности дошкольного возраста определяют только общие тенденции в вопросах благоприятного развития личности ребенка. Каждый малыш уже рождается с определенной расположенностью к навыкам и действиям некоторого рода. И поэтому кто-то рано начинает говорить, а кто-то помогать маме по хозяйству.