Паровой прогулочный катер — это здорово и романтично
Одним из водных транспортов является паровой катер, пароход. Паровой катер – водное судно, которое работает с помощью пара, подаваемого под высоким давлением. В двигателе у парохода поршневая либо турбинная система. Также в составе рабочего механизма присутствуют котлы, в которых находится жидкость. Вода нагревается с помощью топлива, например, угля или мазута. Для отвода дыма, который вырабатывает двигатель, паровой катер оснащён трубой.
Для приведения парохода в движение сначала использовались колёса, как у водной мельницы. Пытались люди также испробовать вёсла, но эксперимент не удался. В дальнейшем, чаще всего, используется винт, так работает прогулочный катер.
Пароходное судостроение берёт своё начало ещё из XVI века. Самый первый паровой катер был запущен 15 июля 1783 года маркизом Клодом Жоффруа д'Аббаном. Он носил гордое имя «Пироскаф».
Поначалу в России паровые катера носили название по имени первого катера и называли его просто, пироскаф. Немного позже, когда пароходы стали строить в России, их стали называть пароходами, то есть «ходит с помощью пара». Это название вошло в обиход с лёгкой руки П.И.Рикорда, который был русским морским офицером.
Хотя предпосылки к изобретению парохода были ещё в XVI веке. Ещё тогда было изобретёно некоторое подобие парового двигателя. Уже тогда были запатентованы несколько приборов, выполнявших очень полезные функции. Причём, все эти полезные идеи приходили в головы довольно многим известным учёным.
С тех времён чего только не придумывали изобретали. Гребные колёса имели самые неимоверные положения на катерах. Их монтировали и по бокам за бортом, и по бокам в середине, и даже посередине одно колесо.
Одним из ярких пароходов, оставивших след в истории судостроения принято считать «Шарлотту Дантес». Она была пущена на воду в 1788 году Патриком Миллером и Уильямом Саймингтоном. Это катер, собственно, имел вид катамарана – двухпалубное судно, соединенными между собой «мостом».
Историки также отмечают особо катер под названием «Эсперанс». Он был выстроен и пущен на воду в 1869 году. Он был построен для Х.У. Шнайдера, который был крупным шотландским промышленником. Он им пользовался в качестве транспорта. Переправлялся с одного берега реки на другой каждый день для похода на работу.
Ещё одним катером, про который не молчат историки – пароход «Долли», выстроенный в том же 1869 году. Он отличился тем, что аж до 1962 года пролежал на дне озера Эллсуотер, пока его оттуда не извлекли аквалангисты и не отреставрировали специалисты. Потом он был передан в собственность Музея паровых судов.
С того момента и до дней современности прошло немало времени. Паровые катера очень сильно видоизменились. Они стали более мощными, стали развивать более высокую скорость. А вместимость современных пароходов поистине фантастическое. Сейчас пароходы уже стали многоэтажными, со множеством кают для пассажиров. Современные пароходы можно смело называть городами на плаву. Это целые развлекательные комплексы.
В 40-60-е года XX столетия была очень модной и вожделенной игрушка – модель парохода. Она была выполнена настолько реалистично, что даже в ней присутствовал и был виден огонь котла, который нагревает воду. Практически каждый советский мальчишка, да и многие взрослые мужчины тоже, жаждали владеть таким экземпляром.
В данный момент, уже в XXI веке, паровые катера используют очень мало. Они сняты с производства. Но те, которые ещё на плаву, довольно успешно эксплуатируются.
Прогулка пароходом довольно интересна и приятна в погожий весенне-летне-осенний день. Как же приятно прокатиться по водной глади с ветерком.