Определение и понятие развития в психологии
Для бездетного общества известно лишь одно будущее – это исчезновение, поэтому на нашей планете количество детей в общей структуре населения чуть больше, нежели взрослых. Стоит отметить, что понятие развития в психологии связано с развитием ребенка, ведь от правильного развития малыша зависит его духовная и практическая деятельность в будущем уже как состоявшегося взрослого индивида.
Понятие развития
В Декларации ООН указаны условия выживания, а также основные социальные права ребенка, такие как право на помощь, защиту, воспитание, опеку и образование. Современное мировое сообщество стало все больше обращать свое внимание не на материальные аспекты жизни маленького ребенка, а на вопросы, связанные с развитием психики человека. В такой ситуации возникает потребность обратиться к специалистам в области детской и возрастной психологии. Развитие подразумевает под собой необходимое и направленное, закономерное и качественное изменение духовной, а также материальной составляющей. Именно эти два свойства формируют определение развития и отличают его от иных происходящих изменений.
Психология рассматривает понятие развития с различных сторон и выделяет несколько подходов для определения данного понятия. Понятие развития в психологии подразумевает под собой онтогенез, то есть индивидуальное развитие организма, его физиологические и биохимические изменения. Предмет психологии развития - это особенности психического развития детей на протяжении их перехода от одного возраста к другому, а также изучение психологических особенностей детей в разном возрасте.
Что изучает психология развития
Опираясь на культурно-историческую теорию, которая была разработана и предложена отечественными психологами, именно среда, в которой обитает индивид, является источником его развития.
«Психология развития изучает борьбу противоречий, процесс обучения и собственные действия ребенка под воздействием и в результате которых протекает онтогенез».
«Зона ближайшего развития» - это определение, которое было введено Л.С. Выготским для определения различий между развитием ребенка в данный момент в отличие от его потенциально возможного развития. В основе разработки учеными новых образовательных стандартов лежала теория деятельности. До этого еще не было такого случая, чтобы Закон «Об образовании» и стандарты воспитания были настолько подвержены влиянию психологии. Зона актуального развития подразумевает под собой набор умений и знаний, которыми должен обладать ребенок, которые сформировались и развивались у ребенка без вмешательства взрослого. Если говорить о зоне ближайшего развития, то речь идет о
- достижениях;
- способностях;
- успехах обучающихся.
Деятельностный подход основывается на наличии у детей умения планировать свою деятельность, делать прогнозы, предполагает формирование контроля, наличие познавательной мотивации и самоконтроля. В зоне ближайшего развития взрослые играют роль помощника, помогая сформировать нужные навыки, дабы в будущем ребенок смог выполнять определенные задания уже без помощи старших товарищей.
Зона ближайшего развития характерна для детей в дошкольном возрасте, когда существуют благоприятные условия для формирования определенного поведения и психологических свойств. Большинство ученых считает, что ограничение самостоятельности ребенка, его развития методом проб и ошибок ведет к возможной задержке его развития.
Если взрослый будет каждый раз вместо ребенка (а не совместно с ним) выполнять те или иные действия, то возможен риск того, что определенные умения и навыки не будут сформированы, а момент их наиболее благоприятного формирования будет упущен.