Мир меняется и к нему не просто приспособиться
Несомненно, личность меняется вместе с эпохой. Но речь идет о вечных ценностях. Вот говорят: надо принять хорошие законы и все наладится. Категорически: это никогда не спасет человечество от преступности и других напастей. Ведь закон - форма договоренности, которую каждый из нас выполняет, а может и не выполнять.
Пока мы будем надеяться на милиционера и тюрьму, это ничего не даст. На самом деле главный закон в этом смысле - тот, что у человека в голове. Если там есть, скажем, «не укради» - не имеет значения, чего это будет касаться, - 10 гривен или 10 миллионов. Такая мораль! Только ее законы делают человека человеком. А отступление от морали - это все знают! - Приводит к проблемам в обществе.
Это так, но мы редко над этим задумываемся, ко многому привыкаем. Помню, как была шокирована в 90-х годах прошлого века, когда впервые увидела зарубежный мультик, герои которого стреляли друг в друга. На то время казалось немыслимым показывать такое детям, пробуждать в них агрессию. Это был первый снежок будущей лавины. Сейчас четырехлетний Пузанов включает компьютерную игру и с удовольствием «мочит» сказочных героев.
Информационные технологии вмешались в такую важную для человечества дело, как общение. Ранее оно было непосредственным - друг с другом. Но с появлением телевидения стало опосредованным. Теперь дети «разговаривают» с голубым экраном более, чем с матерью. Нам многое предлагают, руководствуясь не моральными, а экономическими критериями. Сейчас хвалимся: нет цензуры! Да ничего подобного! Она существует, только другая, такая, что исповедует единый принцип: есть прибыль, или нет. Вот и имеем на телеэкране то, что имеем.
Академик Павлов как-то сказал: не пытайтесь что-то оценивать по критериям «хорошо» или «плохо». Явление надо оценивать, учитывая его реальность, происхождения и окончания. С появлением Интернета некоторые процессы стали неуправляемыми. Чем это закончится и каким станет человек - трудно даже представить.
Но, несмотря на все, остается школа. Роль педагогического воспитания сегодня трудно переоценить. Но иногда возникает мысль: перед тем, как одобрить учебник, психологи его читают? Дети смотрят фильмы, в которых главный герой, отстаивая идеалы добра, способен убить людей, которые случайно оказались на его пути. Или заглянем в книжку для третьеклассников. Школьники читают о «хорошем» враче, который коллекционирует ... сердца умерших людей. В другой истории птички помощью заклинания сжигают врага-ловца - и все счастливы.