Главная » Статьи » Методики по психологии и их роль в обучении

Методики по психологии и их роль в обучении

Психология является интересной и полезной наукой для разных аудиторий, так как в фокусе ее внимания находится сам человек, его поведение, потребности, различные реакции на окружающий мир и других людей. Понятно, что базовые знания по психологии нужны не только будущим психологам (специалистам), но также и всем образованным людям. Психология включена в программу высшего образования, преподается в школах и системах дополнительного обучения. И вот тут встает резонный вопрос: каковы должны быть методики по психологии? А если точнее, то какие способы подачи материала актуальны сегодня?

Учебная нагрузка в психологии

Учебная нагрузка и часы по психологии разнятся в зависимости от стоящих перед учебным процессом задач. Это может быть направленное обучение специальности, а может и простое ознакомление с психологическими знаниями. Но преподаватель психологии не только озвучивает имеющийся учебный материал, но он должен научить студентов и школьников "быть психологами". Методика преподавания психологии включает и теоретическую составляющую, и серьезный психологический практикум. Для начала необходимо определить цель обучения. Сформулированные ранее задачи могут неоднократно измениться.

Прежде считалось очень важным рассказать учащимся обо всех теоретических разработках, открытиях и достижениях психологии, познакомить с текстами известных психологов, предложить литературные источники. А также предоставить обучающейся аудитории актуальный арсенал психологических действий и методов работы практикующих психологов с клиентами.

Теперь стало ясно, что эта задача (в силу постоянно растущего потока знаний) уже невыполнима. Как выйти из тупика информационного общества? Отказаться от амбиций объять необъятное и помочь учащимся правильно ориентироваться в психологической науке и практике. То есть дать им базовую концепцию для понимания процессов, происходящих в психологии. Если следовать вызовам времени, то назвать такую концепцию можно "поисковиком", логичным и эффективным. Но вопрос о необходимом объеме знаний для психологического образования разного уровня и типа никуда не уходит и при такой постановке преподавательской задачи.

Подходы в обучении

На сегодняшний день в психологическом образовании конкурируют и дополняют друг друга три подхода к обучению:

  • программированный;
  • проблемный;
  • интерактивный.

Первый вариант самый классический. Обучение проходит в соответствии с заданным в учебно-методическом комплексе алгоритмом, успешность учащихся проверяется контрольными заданиями.

Если преподаватель является сторонником проблемного обучения, то он будет предлагать учащимся разбор различных жизненных ситуаций. Так достигается эффект психологического участия "с близкой дистанции", "изнутри". Подход основан на методе понимания человеческого поведения и очень хорош для обучения психологов-практиков.

Наконец, в ходе интерактивного обучения ставится эксперимент, в котором группа учащихся исследует человеческую коммуникацию на собственном примере, сознательно идя на более активное личностное взаимодействие друг с другом. Второй и третий подходы - это проективные методики в психологии. Они как минимум содержат элементы такого способа преподавания психологии и непосредственно психологической работы.

"Психология сегодня - это целый комплекс различных и часто борющихся друг с другом (и даже взаимоисключающих) концепций и направлений. Преподавать психологию сложно. Но в преподавании помогает естественный интерес учащихся к предмету, основанный на стремлении людей чуть больше понимать себя и других, разбираться в собственном ближнем и дальнем окружении, включая широкий социальный контекст. Будем пользоваться таким преимуществом".

Преподаватели психологии сегодня стремятся модернизировать предметные методики, начиная с учебного процесса. Особенно это касается подготовки будущих психологов-педагогов. Лекции не ограничиваются односторонним вербальным общением с аудиторией. Преподаватель должен использовать видеопросмотры, интернет-презентации. Необходимо заинтересовать студентов и школьников, сделать их равноправными участниками образовательного процесса, обеспечить обратную связь и возможность влиять на выбор тем для обучения, исходя из потребностей самой обучающейся аудитории.

Видео: Как обучают пониманию эмоций в психологической группе