Механизмы психологической защиты личности и их виды
Сейчас даже человек без тесных взаимоотношений с психологической наукой знает про так называемые механизмы психологической защиты личности. Данный термин ввел основатель психоанализа З. Фрейд, позже это было доработано и уточнено в рамках не только психоаналитической теории, но и других направлений и подходов.
Самозащита личности
Считается, что человеческая психика имеет свойство бессознательно защищать себя от влияния негативных (неблагоприятных) факторов и событий. Это характерно как для взрослых сформировавшихся индивидуумов, так и для маленьких детей, защита которых (по мнению некоторых ученых) еще более сильна, что обусловлено слабым эго и чрезмерным влиянием инстинктивной энергии на сознательную часть личности.
Основная функция, которую выполняют механизмы психологической защиты личности, заключаются в предохранении психики от излишних стрессов и разрушительной тревоги. Поскольку (как было отмечено ранее) защита работает на уровне бессознательного, человек не имеет возможности ее контролировать.
Единственный способ – это анализ своего поведения и осознание некоторых его закономерностей, которые впоследствии можно при желании пытаться подавлять или изменять. Однако считается, что само осознание факта использования какой-либо бессознательной защиты приводит к ее уменьшению и стабилизации душевного состояния.
Однако защитные механизмы не являются исключительно положительным образованием (как может показаться на первый изначально). Множество современных психотерапевтов делают акцент на негативной роли защит, указывая на то, что они тормозят развитие личности, мешая достижению жизненно необходимых целей. Деструктивное влияние можно наблюдать при частом повторении одних и тех же защит за короткий промежуток времени, что означает невозможность для данного человека справляться с определенного рода нагрузками.
Социально-психологические механизмы социализации чем-то схожи с описываемыми нами защитными свойствами психики. Они тоже имеют влияние на личность и способствуют ее адаптации к окружающей среде. Это объясняется тем, что приобретение защитных механизмов происходит в процессе первичной социализации ребенка. Основным эталоном для ребенка всегда является родитель, поэтому и психологические защиты будут усвоены аналогично тем, которые есть у мамы и папы.
Стоит помнить, что психологические механизмы защиты есть у всех и это есть нормальное явление, означающее гармоничное существование личности. Однако если человек использует исключительно примитивные детские механизмы (или же данные стратегии мешают его активной жизни), то стоит подумать о помощи квалифицированного специалиста.
Группы защит
В своё время З. Фрейд выделил группу наиболее распространенных психологических защит.
- Вытеснение – перемещение некой информации на бессознательный пласт при желании индивида избавиться от нее. При этом травмирующие аспекты все равно влияют на психику, однако человек не может на них повлиять, так как не осознает их наличие.
- Идеализация – завышение качеств другого субъекта с целью сосредоточения в нем всего хорошего, и, как следствие, восприятие его как абсолютно доброго и безопасного. Данный механизм свойственен людям, считающими себя плохими и нуждающимся в помощи.
- Идентификация - отождествление себя с другим субъектом, принятие на себя его хороших и плохих качеств в зависимости от ситуации.
- Изоляция – уход вглубь себя для защиты сознания от травмирующих впечатлений внешнего мира.
- Интроекция – помещение внутрь своей психики целостных внешних объектов и восприятие их как собственных.
- Конверсия – трансформация психологических тревог в физиологические симптомы, описанная особенно подробно В. Райхом в теории мышечного панциря.
- Проекция – наделение другого субъекта своими эмоциями, переживаниями, мыслями.
- Регрессия – преобладание детских форм поведения.
- Рационализация – попытка дать всем событиям логичное, рациональное объяснение.
- Сублимация – перенаправление энергии либидо на несексуальные источники удовлетворения. Например, творчество или работу.
Последние два защитных механизма считаются зрелыми и наиболее продуктивными для социального функционирования личности.