Главная » Статьи » Личностный подход в педагогике и его назначение

Личностный подход в педагогике и его назначение

Современное образование подразумевает наличие большого количества подходов и методик к преподаванию дисциплин. Используются и традиционные, опробованные системы, внедряются инновационные технологии. Всегда актуальным остается личностный подход в педагогике. Образование в наши дни - очень сложное явление, направленное на выполнение нескольких функций.

Образование и педагогика

Образование - это социокультурный феномен, поэтому цели и задачи образования должны совпадать с запросами общества, так как образование является частью жизни общества. Но само общество без образования не сможет функционировать и развиваться, то есть общество находится в зависимости от образования. Образование составляет важнейшую часть культурной жизни социума. Поэтому от уровня образования напрямую зависит уровень культуры общества.

Образование имеет давнюю историю. За прошедшие годы система стала обширной, разветвленной. Образование немыслимо без

  • учебных программ;
  • стандартов;
  • органов управления.

Имеет образование и свою систему учреждений, начиная от дошкольных и заканчивая высшими.

Образование представляет собой непрерывный процесс, целенаправленный и организованный, включающий научное воспитание и обучение. Также обязательным условием данного процесса является развитие навыков самообразования. Они становятся важнейшим условием успешности в информационном обществе. Образовательные учреждения создают условия для того, чтобы научить детей учиться самим, заниматься своим развитием, самообразованием. В этом направлении обязателен личностно-ориентированный подход в образовании, способный выявить нужное направление и привить ребенку навыки самообразования.

После окончания определенных учебных заведений выпускник получает соответствующие документы (аттестаты, дипломы, свидетельства и сертификаты). Для их получения нужно достигнуть установленного ценза.

Функции образования

Социальные функции образования условно можно разделить на несколько групп.

  • Формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества. Образовательные учреждения готовят граждан, которые в будущем составят основу государства.
  • Содействие развитию общества (культурно-технологическому, политическому, экономическому). Для успешного развития общества необходимо развитие каждого его члена.
  • Воспитание, обучение и развитие каждой личности ориентируется на саму личность и на все общество в целом.

Каждая личность должна быть направлена на успех в обществе, ребенку должны быть привиты основные навыки безопасного поведения и способы сохранения своего здоровья. Человек должен соответствовать меняющемуся обществу, перестраиваться в соответствии с научно-техническим прогрессом.

Личностные функции образования предполагают превалирование развития личности над обучающим процессом. Комплекс целенаправленных действий взрослых ориентирован на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала личности.

«Возможности, способности отдельного ребенка не могут стать причиной, препятствующей его включению в мероприятия по развитию».

На практике уже в течение длительного времени эту функцию реализует личностно-ориентированный подход. Эти функции стали основополагающими при разработке идеи инклюзивного образования. Оно строится на работе со всеми индивидами и не зависит от их состояния здоровья и физической ограниченности. Еще один способ реализации личностных функций образования – это система работы с одаренными детьми. Олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, специализированные летние лагеря, школы юных исследователей – все эти формы реализуют личностный подход в педагогике. Эти мероприятия дают возможность талантливым ученикам проявить себя.

Таким образом, составляющими аспектами функций института образования являются социальный и личностный факторы.

Видео: Технологии применения личностно-ориентированного подхода на уроке