Главная » Статьи » Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении

Тема личностно-ориентированного подхода в воспитании и каким он должен быть, какая нужна школьная программа и на кого она рассчитана (на «сильных» учеников или же на более «слабых» их сверстников) волнует нашу страну уже давно.

Методика личного подхода

Большинство известных нам школьных программ составлены с расчётом на ученика, имеющего средние способности к науке. Такая методика обучения довольно часто становилась причиной того, что более способные в определённой сфере знаний ученики скучали на занятиях, а их развитие существенно затормаживалось. И наоборот, у детей с более низкой способностью к познанию проявлялась явная неуспеваемость. Результаты такой воспитательной методики отрицательно сказывались на самом психологическом состоянии школьника, на его самооценке и душевном равновесии. Такой недочет в воспитании и привёл к возникновению идеи создать на базе школы личностный подход в воспитании и обучении.

Давайте же более подробно рассмотрим этот подход, позволяющий отыскать решение к самым сложным педагогическим вопросам.

Коротко это можно описать так: личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении – это метод организации школьной программы прежде всего через выращивание личности, лишь потом следует переход к критериям её образования. Основная составляющая этой теории - признанная индивидуальность отдельного ученика с учётом его личной особенности и самобытности.

Осуществить такой подход позволяет своевременное проведение реорганизации всего коллектива или класса. Так как лишь усилиями одного учителя работа с группой учеников в 30 человек не может проводиться достаточно активно, при этом воспитательный процесс с личностно-ориентированным подходом будет малоэффективен.

Особенности личного подхода

При высокой плотности класса оказать достаточное количество внимания каждому учащемуся, назначить индивидуальное задание и при этом успеть его оценить будет довольно сложно. И хотя у опытного преподавателя организация процесса обучения налажена так, что каждый ученик успевает получить посильное задание для дальнейшего овладения навыком. При этом сама оценка полученных знаний будет цепляться за пройденный материал наподобие звеньев одной цепи. Вполне ожидаемо, что для выполнения такой работы педагогу требуются определённые документы, отражающие индивидуальные итоги работ с каждым ребёнком.

Это поспособствовало тому, что большинство школ попыталось поделить учащихся на классы из учёта их возможностей. Для начала это были попытки рассадить ребят в разные ряды учеников:

  • сильных;
  • средних;
  • слабых.

Такой подход создал массу возможностей в работе педагога для взаимодействия с классом, облегчил организацию личностно-ориентированного процесса обучения, так как делил весь коллектив на три мелкие подгруппы.

Задание подготавливалось для каждого ряда в отдельности, в таком же духе происходила и оценка работ. Основным принципом была попытка позволить более талантливым гуманитариям не остаться на следующий год из-за предметов точной науки. А будущих великих математиков перевести в другой класс (даже при слабых знаниях русского языка).

Но учащимися довольно быстро была раскрыта такая методика и ее расценили как «навешивание ярлыков», что также вызвало возмущение и среди родителей. Это стало поводом для разделения учащихся на классы с учетом способностей той или иной группы. Это тоже было встречено с неодобрением родителей, так как для нашего общества характерно восприятие рассуждений об умственной способности как предумышленное оскорбление, в то время как упоминание о физическом недостатке вполне закономерно,  несмотря на то, что это тоже одна из физиологических особенностей человека.

Идеальный личностно-деятельностный подход подразумевает глубокое изучение детьми тех предметов, какие им будут нужны для дальнейшего развития при большей второстепенности оставшихся наук, исключающих оценку их познания и ограничивающихся лишь прослушанным курсом.

«Любая сниженная оценка в любом возрасте наносит сильнейшую травму человеческому самолюбию и способна вызвать довольно разрушительную реакцию психики. И хотя предложенная методика работы уже обсуждается в ряде учреждений, современным школьникам ещё предстоит освоение полного курса большинства школьных предметов».

И это при том, что деление ребят по уровню их предпочтений и психических особенностей со степенью развития продолжает существовать для нашей образовательной системы. Такое решение характерно для специализированных школ-лицеев, где распределение классов и постановка программ обустраивается таким образом, что при личностно-ориентированном подходе педагог организовывает процесс на современный манер.

Видео: Личностно-ориентированный подход на курсах английского языка