Личностно-ориентированные технологии обучения и их особенности
Личностно-ориентированные технологии обучения - это относительно новое явление в общеобразовательном процессе обучения на территории России. Однако ситуация складывается так, что именно к этим технологиям сейчас испытывают повышенный интерес работники сферы образования на всех уровнях.
Основной причиной этого является ярко выраженный переход современного образования к методикам германизации и определенного сотрудничества между учеником и учителем, целью которого является достижение наивысших результатов. Весьма показательно, что такой переход осуществляется в период кризисного положения в сфере образования в целом.
Особенности личностных технологий
Личностно-ориентированные технологии сейчас являются одними из немногих, на которые возлагаются большие надежды. И это не случайно, ведь такие системы имеют выгодные отличия от предыдущих разработок в этой области.
- Каждому ученику предоставляют возможность максимальной самореализации и раскрытия всех потенциальных возможностей (интеллектуальных и физических).
- Творческий подход к процессу обучения со стороны преподавателя и учеников.
- Весь педагогический процесс базируется на принципах взаимного уважения и педагогического сотрудничества между всеми участниками процесса.
- Личностно-деятельный подход в обучении.
- Ученику предоставляется статус субъекта познавательной деятельности.
Методические приемы работы социального педагога
В своей работе социальный педагог не ставит себе как цель только усвоение конкретного предложенного материала учениками. Это является лишь одним из многих средств развития. Главной задачей педагога является всестороннее развитие учеников и полное раскрытие потенциала. Для этого весь учебно-воспитательный процесс проходит максимальную адаптацию под индивидуальные особенности каждого ученика и имеет некоторый воспитательный характер.
«Основным ориентиром для социального педагога должно быть мышление учеников и его особенности, а также сфера интересов и течение познавательных процессов и факторов, которые могут на него повлиять».
Основное положение личностно-ориентированных технологий обучения можно сформулировать так: «Абсолютное доминирование образованности над обученностью». Кроме того, эта технология позволяет соблюдать принцип вариативности, главной целью которой является максимальное разнообразие форм и содержания учебно-воспитательного процесса.
Категории личностно-ориентированных технологий:
- технологический подход к управлению процессом;
- развивающие технологии, целью которых является акцент на ускоренный режим усвоения материала в опережающем темпе.
Одной из таких личностно-ориентированных систем обучения является система Л.В. Занкова, В.В. Давыдова.
Ш.А. Амонашвили (как основоположник педагогики сотрудничества) считает, что в основу обучающего процесса должно быть заложено усиление гуманных взаимодействий между всеми участниками обучающего процесса.
Технология индивидуального подхода к образовательной деятельности дает основу для написания образовательных программ, которые будут учитывать все особенности ребенка.
Технология активизации физической деятельности, направленной на физическое развитие учеников, имеет в своем арсенале множество нестандартных игр и педагогических задач.