Коррекция аутизма
Проблема аутизма у детей на Западе решается через инклюзию. Инклюзивное образование - это гражданское право любого человека на получение образования в рамках общеобразовательной среды, в том числе ребёнка с аутизмом. Помощь детям с аутизмом от инклюзии – это повышение уровня социального и интеллектуального уровня, развитие коммуникативных и речевых навыков.
Научно доказано здесь, что детям с ранним детским аутизмом в первую очередь необходима коррекционно-педагогическая помощь, а не медикаментозная. «Главное лечение при аутизме – системные занятия команды специалистов и семьи». В нашем Центре помощь детям с аутизмом оказывается в виде построения особого инклюзивного маршрута.
Симптомы раннего детского аутизма
- Затруднения в совместной деятельности со сверстниками;
- Снижение интереса к окружению;
- Расстройства речи, общения;
- Социально неприемлемые способы решения проблем;
- Особенное восприятие мира (чувствительны к шуму, прикосновениям и т.д.).
Коррекция аутизма
Специалисты, работающие в группе подготовки к инклюзии детей с аутизмом «Друзья рядом» должны в первую очередь понимать черты аутизма, знать сильные стороны, интересы, затруднения, формировать взаимодействие в группе на основе уважения. Оценка начальных навыков (диагностика детского аутизма) происходит на первичном осмотре с составлением протокола обследования состояния коммуникативных и социальных навыков, с целью выбора оптимальных методов и стратегий обучения в инклюзии. В дальнейшем протокол обследования является инструментом оценки развития ребёнка с аутизмом.
Совместно с родителями проводится просмотр видеозаписи занятий с комментарием супервизора, анализ достижений ребёнка, какие испытывал трудности, постановка цели на следующее занятие. Сплочение родительской группы происходит благодаря участию в общем деле - постановка сказки. Педагоги, дети, родители - настоящая команда, а отсюда рост эффективности работы группы.
Структура группового занятия включает в себя:
Встреча детей. Учащийся и специалисты приветствуют друг друга.
Составление расписания дня. Используем или предметное расписание, или картинное, или схематичное расписание в зависимости от возможностей детей. Рядом находится коробка законченных дел, твое дело до конца.
В ходе ведения ребёнка с аутизмом по инклюзивному маршруту используем различные стратегии в обучении:
1. Прайминг (Priming) - предварительная подготовка (в домашних условиях или на индивидуальных занятиях) к следующей встрече в рамках группового формата . Например, мама и тьютор знает, что у ребёнка трудности в понимании речи – за неделю выдаётся академический материал с чтением сказок, которые будут отрабатываться в будущем.
2. Стратегия «Обучения навыкам взаимодействия».
3. Применение стратегии подсказок и поощрений помогает в более короткие сроки приобретать навык у детей с аутизмом. Необходимая составляющая для обучения инициативы и обращения к сверстникам и педагогам с просьбой.