Главная » Особенности личности » Как происходит развитие личности подростка

Как происходит развитие личности подростка

Развитие ребенка состоит из нескольких этапов. Самый сложный для воспитания – подростковый. Развитие личности подростка - это переход из детства во взрослую жизнь. Этот период характеризуется изменениями психики, ломкой старых устоев, взаимоотношений, норм жизни.

Проблемы подросткового возраста

Психологи считают, что проблемы подросткового возраста связаны с противоречиями, которые возникают между новыми потребностями ребенка и возможностями их удовлетворить. В этот период общество начинает предъявлять к подростку более серьезные требования, чем в младшем школьном возрасте. Ребенку приходится перестраивать свою модель поведения под влиянием взрослых, школьного коллектива, прочих сверстников. Ребенку надо выйти на более высокий уровень развития, усвоить более сложные виды и формы деятельности, развить в себе новые качества. В завершении этого периода должна сформироваться новая ступень психического развития.

Начинается все со школьной программы. Среднее звено предъявляет к ученикам более серьезные требования, чем это было в начальных классах. Меняется само содержание обучения. Ведущее место отводится уже не системам фактов и явлений, а изучению основ наук. Отсюда необходимость владения навыками обобщать материал, выявлять причинно-следственные связи, выдвигать доказательства, разбираться в абстрактных отношениях между объектами, оперировать отвлеченными понятиями. Произвольное внимание должно находиться на высоком уровне. Также необходимостью станет развитое запоминание. Все эти требования не соответствуют тому, что ребенок делал ранее. Возникают противоречия между имеющимися знаниями, навыками и новыми требованиями.

Все эти изменения приводят к новой позиции в обществе, к непривычному положению. Основой его дальнейшего психического развития становится организованная деятельность.

«На разных возрастных этапах психологическая характеристика подростка меняется. Это связано с меняющимся организмом и с социальными условиями существованиями».

Что такое подростковый возраст

Четких границ подросткового возраста нет. Развитие каждого ребенка индивидуально. Но изменения (в основном) касаются 5-8 классов. Этот период меняет школьника из ребенка в почти взрослого человека. Из-за сложностей этих лет данный период обычно называют «критическим», «трудным», «переходным». Основополагающий момент этих изменений – само желание ребенка влиться во взрослую жизнь. Значимыми факторами также являются следующие:

  • изменения организма;
  • перестройка самосознания;
  • новые интересы;
  • изменившаяся нравственная позиция.

Одним из ключевых моментов является переход организма к новой системе функционирования. Активизируется деятельность гипофиза, его передняя доля выделяет гормоны, которые способствуют активной работе желез внутренней секреции и росту тканей. Отсюда – сильный скачок в росте. Начавшееся половое созревание провоцирует появление непривычных ощущений, новых переживаний.

Акселерация (характерная для многих современных детей) эти процессы может передвинуть на более ранний срок. У мальчиков перестройка организма может начаться в 12 лет, а у девочек – в 9, то есть на 2 -3 года раньше положенного срока. Сроки полового созревания глубоко индивидуальны, они варьируются у детей одного пола и одного возраста.

Физиологические изменения и их влияние на характер

Изменения организма велики, но даже самые кардинальные метаморфозы – это лишь начало формирования взрослого организма. Более того, изменения могут быть неравномерными, одна система может развиваться быстрее другой. Такая дисгармония приводит к плохому самочувствию, утомляемости, различным болям. Функциональные нарушения могут быть спровоцированы напряжением умственного и физического характера, стрессами. Следствием отрицательных эмоций и переживаний могут стать нарушения в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Изменения, происходящие в эндокринной системе, провоцируют перепады состояния от вялости и апатии до повышенной двигательной активности и раздражительности.

Многие подростки выглядят неуклюже, угловато. Это тоже является следствием неравномерного развития. Изменившееся тело не всегда хорошо слушается своего хозяина. Некоторое нарушение координации может привести к созданию казусных ситуаций, которые еще больше будут провоцировать появление отрицательных эмоций. Надо помнить, что нарушения координации временны, когда ребенок научится управлять телом, то все нормализуется.

Все происходящие изменения в организме, комплексное развитие личности подростка очень четко осознаются им самим, детально анализируются и тщательно отслеживаются. Какие-то непонятные моменты, несоответствия вызывают бурю переживаний, могут привести к эмоциональному срыву. Дополняют картину переживания, связанные с внешним обликом, выводит из равновесия заинтересованность противоположным полом.

Подростковый возраст имеет ряд этапов. Ученики 5-6 классов редко характеризуются дружескими отношениями между мальчиками и девочками. Мальчики еще пользуются детской моделью поведения, а девочки, обгоняющие их по физическому и эмоциональному развитию, такое поведение считают нелепым, неприемлемым. Отсюда возникают конфликты.

7-8 классы на первое место в жизни ребенка ставят компанию сверстников. Обычно такие группы формируются вне стен школы, в их состав входят как девочки, так и мальчики.

Значимые факторы для ребенка в этот период:

  • возможность быть принятым сверстниками в такую группу;
  • для подростка важно само общение в рамках компании ровесников, их уважение.

Любые разрушения отношений переживаются очень сильно, воспринимаются трагично. Наказания родителей для подростка не имеют такой же значимости, какую имеет осуждение сверстников. Самое страшное для него – это отказ общаться с ним со стороны его окружения. Если ребенок не найдет компанию в учебном заведении, то он может попасть в асоциальную группу и там искать признания и уважения.

Подростковый возраст представляет неповторимое сочетание психологических черт личности. Подростки (особенно младшие) являются общественниками. Им важно делать все коллективом, сообща. Его надо привлекать к деятельности, полезной обществу, к активному участию в жизни класса и школы. При этом его роль должна быть деятельной (позиция наблюдателя его не устроит).

Видео: Роль общения в развитии подростка