Главная » Статьи » Как не обижаться на критику, а извлекать из неё пользу?

Как не обижаться на критику, а извлекать из неё пользу?

razg-detВеликий мыслитель Аристотель говорил, что критики избежать легко. Для этого нужно вообще ничего не делать и быть пустым местом. Стало быть, критика это неотъемлемый атрибут любого действа, будь то управление государством или копание картофеля на приусадебном участке. Она бывает разная: жёсткая, беспардонная, обижающая, или наоборот, мягкая, дельная и побуждающая работать дальше. Кстати, сюда можно отнести абсолютно всю критику, т.е. касающуюся как исполняемых обязанностей, творчества, так и личности индивида. Все реагируют на неё по-разному. Кто-то спокоен «как танк», слушает и «мотает на ус», кто-то – «не мотает», будучи убеждённым, что это не критика, а зависть. Кого-то грубая критика заставляет делать дело ещё лучше, а у кого-то от неё опускаются руки.

Существуют несколько очень дельных советов, которые позволяют правильно реагировать на отрицательные мнения. Придерживаться их – в наших интересах, ведь нервные срывы ещё никому добра не приносили.

Эмоции в сторону! Мозг включить!

Не поддаваться эмоциям

Собственные ожидания не совпали с мнением других людей? Ни в коем случае не расстраиваться, не злиться, не пытаться оправдаться. Чувство обиды и злость сильно сужают поле адекватного восприятия. Т.е. услышав отрицательное мнение, человек разными способами пытается защититься от него, а не принять его к сведению. Нужно заставить себя переждать вспыхнувшую бурю эмоций: сосчитать до десяти, сделать глубокие вдохи и выдохи или записать свои эмоции и мысли на бумагу. Затем спросить человека, что конкретно ему не понравилось, и попытаться посмотреть его глазами. Оценки всегда субъективны, но и доля истины в них, как правило, присутствует. «Проблемное» место можно обсудить с другими. Спросить у них, действительно ли оно «проблемное» или прежний собеседник просто был не в духе.

Требовать детализации

Человек, который высказал критическое мнение не под действием своего плохого настроения или плохого отношения, обязательно детализирует его. Т.е. уточнит, что конкретно и почему ему не понравилось. Это поможет взглянуть на ситуацию под другим углом. Скорее всего, он прав и работа в некоторых местах требует доработки.

Уточнить соответствие критики предмету

Бывает, что один не так объясняет, другой не так понимает. Как итог – искажённое восприятие работы, критический отзыв, ругань и ссора. Чтобы этого избежать, нужно простыми доступными слова, буквально «на пальцах» объяснить оппоненту суть своей работы. Скорее всего, не дочитав до конца, или из-за предвзятого отношения он попросту создал в своей голове искажённый образ обсуждаемой работы и его же критикует.

Не стараться быть идеальным

Любая хорошая работа не получится с первого раза и при «спущенных рукавах». Идеалы достигаются упорным многолетним трудом. А ошибки свойственны абсолютно всем. Главное не расстраиваться, а принимать к сведению возможность их совершения, быть готовым исправить и не допустить аналогичную в будущем.

Использовать чужое мнение для улучшения

Разные мнения на одну и ту же работу это всё равно, что изучение некой точки ландшафта с разных сторон. Противоречие и несогласие мнений, порождённые взглядами из разных углов, на самом деле мнимые. Желание встать на место оппонента и посмотреть на предмет с его стороны позволит усовершенствовать проделанную работу, сделать её полнее.