Как научить ребенка разговаривать
В возрасте до одного года ребенок общается с окружающими с помощью мимики, жестов и плача. Овладение навыками речи требует от маленьких детей больших усилий. До трёх лет они должны научиться изъясняться короткими предложениями. К сожалению, не всем это удаётся. Если этого не происходит, малыша могут ожидать в будущем не только проблемы со связной речью, но и с умственным развитием и социализацией в социуме. Наверстать упущенное бывает очень трудно, а иногда вообще невозможно.
Родителям прежде всего надо знать какими речевыми навыками надо овладеть ребенку в определенном возрасте. В пять месяцев младенцы реагируют на громкие звуки и отзываются, когда к ним кто-либо обращается. На одиннадцатом месяце они могут общаться жестами и пробуют говорить слогами. В возрасте 17 месяцев дети знают по именам членов семьи и пытаются повторять простые выражения. На 23-м месяце активный словарный запас включает в себя более десятка слов и ребёнок уже пытается связать их в короткие предложения.
В этот период нужно как можно чаще разговаривать с малышом, но ни в коем случае не подражать его речи. В противном случае длительные занятия с логопедом гарантированы. Ошибки в произношении исправить очень трудно. Малыш будет запоминать часто повторяемые слова, поэтому всячески избегайте вульгарных и нецензурных выражений. Следите за интонацией, слова произносите внятно и разборчиво. Как можно больше читайте ребёнку детских книг соответственно его возрасту. Это лучший способ пополнения словарного запаса и залог овладения литературной речью в будущем.
Всячески поощряйте просмотр ребенком образовательных передач. Существует множество телеканалов для детей с обилием познавательных и красочных фильмов, озвученных профессиональными лекторами. Весьма полезными могут быть и специальные компьютерные программы обучению разговорной речи и правильному произношению. Во время прогулок показывайте малышу различные предметы, животных и природные явления. Кратко рассказывайте о них. Дети в раннем возрасте не могут мыслить абстрактными категориями. Скрываемый за словами образ обязан закрепиться в памяти малыша посредством зрительных и тактильных ощущений.
Всячески провоцируйте ребенка выражать свои мысли и эмоции словами. Делайте вид, что не понимаете его жестов и желаний, просите назвать нужный ему предмет или действие. Эта педагогическая уловка вынуждает ребенка отказаться от привычной для него невербальной формы общения.