Главная » Особенности личности » Как меняются возрастные особенности личности

Как меняются возрастные особенности личности

Если бы ребёнок всегда был послушным, не начинал расти и получать свой собственный опыт, вырабатывая собственное мнение, то никогда бы не появилась необходимость исследовать те возрастные особенности личности подростка, которые впоследствии становятся ключевыми для его выхода из-под влияния родителей и ухода от авторитетов, ранее почитаемых и незыблемых.

Особенности подросткового возраста

Возраст 12-14 лет – это период, когда дети уже прощаются со статусом ребёнка с точки зрения послушания и согласия со взрослыми. Социально-психологические особенности личности подростка таковы, что он уже начинает видеть гораздо шире, намного дальше своего прежнего детского и счастливого мирка. Растущий и крепнущий организм становится центром конфликтов в школе, находит новые ориентиры, создаёт себе кумиров не только среди достойных деятелей искусства, но и в кругу старших друзей с разным качеством поведения и правильностью мировоззрения. В нём зреет бунтарь, он все ставит под сомнение, пытаясь самостоятельно верифицировать ценности, начиная создавать их для себя заново.

Заметим, что возрастные особенности личности младших подростков не всегда становятся базой для осложнений в учебном процессе, в коллективе друзей и в домашнем кругу. Но (это нельзя отрицать) возрастные особенности создают множество проблем (каждый подросток растёт по-разному) тем, кто его окружает. Рассмотрим более подробно проявления подросткового взросления в разных сферах деятельности формирующейся личности.

Школа - это дом знаний или каторга для подростка?

Возрастные особенности личности довольно ярко проявляются в процессе обучения. Можно сказать, что подросток развивает интерес к окружающему миру, у него появляются качественно новые требования к преподаванию, к наполнению знаниями своего багажа. Очень часто бывает, что школа не может предоставить подросткам требуемого ими уровня преподавания (дело и в кадрах, и в материально-техническом оснащении, и в методиках и глубине изложения материала). Каждый подросток взрослеет по-разному (зависит от пола, окружения, особенностей психики), а это заметно влияет на восприятие одной и той же информации разными подростками в пределах одной группы (класса, секции).

«Важным моментом в этом случае является возможность с помощью отдельных методик определить психологический возраст человека и далее строить на их результатах подходы к построению сообщений для группы подростков».

В период обучения в школе большинство подростков начинает терять интерес к этому процессу. Учащиеся расслаиваются, в результате чего получается чёткий раздел по уровню успеваемости. Однако нельзя сказать, что учащиеся с плохой успеваемостью имеют низкий уровень интеллекта. Если хорошо проанализировать общие наблюдения, то можно резюмировать, что у подростка теряется интерес только к скучному и даже унылому процессу обучения в школе, но стремление к познанию сохраняется. Поэтому самообразование подростка выходит на первый план.

Общение подростков: языковые особенности и особенности в «этикете»

Ясно, что чаще всего подростки общаются между собой, при этом менее раскрываясь в общении с родственниками. Но даже в этом случае подростки копируют поведение взрослых, причем далеко не всегда собственных родителей. Это могут быть

  • соседи;
  • авторитетные старшие товарищи;
  • даже герои фильмов или книг.

Также в подростковом возрасте возникают симпатии и антипатии. Как и взрослые, подростки назначают свидания, ходят парами или компаниями, посещают дискотеки, парки и другие общественные места. Современные подростки всё чаще проводят время не просто в компании друг друга, но и расслабляются с помощью слабоалкогольных напитков, тем самым подчёркивая свою взрослость.

Подростки повсеместно стараются подчеркнуть, что они уже достигли взрослого возраста, а поэтому активно подражают взрослым, сопровождая этот процесс конфликтами с окружающим миром, ведь желание быть взрослым и готовность им быть совпадают далеко не всегда. У каждого подростка выстраивается своё понимание критериев взрослости, импонирующих ему. Он всячески стремится соответствовать этим критериям, периодически сравнивает себя с созданным образом и оценивает свой внешний вид, а также поведение. Одни считают основным критерием физическую силу, другие - наличие какого-либо умения или навыка. Внешность также может стать одним из ориентиров и (это следует отметить) не всегда хорошим.

Диктатура окружения и усиление давления может спровоцировать усиление тяги к взрослости. Но и полная свобода и лояльность могут оказать подобное влияние. Недостаток поощрения со стороны взрослых, мало внимания и другие пробелы в отношении взрослых к подростку отдаляют его от привычного окружения, создают атмосферу жёсткой конфронтации. Чем больше пропасть между признанием со стороны сверстников и взрослых и ощущением взрослости у взрослеющего подростка, тем яростней могут проявляться его протесты, которые проходят в виде грубого поведения, драк, а также действий подростка, которые носят противоправный характер.

Каждый подросток имеет нормальное желание стать взрослым. Очень важно вовремя понять это и использовать все средства, чтобы помочь ему войти в мир взрослых легко и с минимумом разочарований и конфликтов.

Видео: Возрастные особенности школьного возраста

Источник http://medinva.ru