«Фейсбук» искажает восприятие реальности у людей
Социологи высказали теорию о том, что из-за разнообразных фильтров и автоматического ранжирования новостной ленты, которые используются во многих социальных сетях, появляются некие «стены», мешающие людям познавать иные точки зрения на то или иное событие. Указывается также, что подобные фильтры вызывают негативные социально-политические последствия и делят общество на несколько лагерей.
Зачастую люди даже не могут вести конструктивный диалог. Анализируя новостные ленты разных людей, было выявлено, что либерально настроенные люди наравне с приверженцами консерватизма потребляют из своих новостных лент исключительно ту информацию, которая соответствует их взгляду. Но, на самом деле, большая часть информации, попадающей в ленту пользователя, выбирается самим владельцем страницы.
Поисковики фильтруют информацию и подбирают наиболее подходящую
Было также отмечено, что большинство крупных поисковиков (например, Google) создают искусственный фильтр для данных. Таким образом, происходит подбор информации, наиболее подходящей для пользователя и способной удовлетворить его потребности. Данный фильтр строится на основе предыдущих действий — запросов, выбора ссылок и тому подобное. Как правило, это несёт положительный характер и в большинстве случаев помогает пользователю.
Исследование Facebook дало огромное количество данных для анализа
Сотрудники «Facebook» провели исследования. Они предсказывали масштабы бедствия, принимая во внимание исключительно анализ огромного количества данных сетевой активности почти 10 миллионов жителей США. Критерии, при которых профили принимались в эксперимент, были: возраст 18+, указание политических взглядов. Было совершено ранжирование 500 самых популярных формулировок взглядов.
После этого каждому пользователю была присвоена оценка по либерально-консервативной шкале. Оценка -2 соответствовала «ярко выраженным либеральным взглядам», 0 — нейтральным, оценка +2, соответственно, «ярко выраженным консервативным взглядам». После данного этапа было опрошено большое количество людей. Их просили самостоятельно дать оценку своим взглядам. Таким образом, были доказаны адекватность и объективность эксперимента.
После анализа всех ссылок были сделаны определённые выводы. У приверженцев консерватизма в списке друзей преобладали консерваторы. У либералов, соответственно, преобладали либералы. Данные выводы не были неожиданными для исследователей. Но, несмотря на это, присутствовало около 20% друзей с противоположным взглядом. Наполняя свой список друзей единомышленниками, люди сознательно вытесняют из своей ленты информацию, связанную с обратными взглядами. Однако стоит отметить, что на этом сайте можно узнать что именно включает в себя информация о условиях работы сотрудников.
Второй этап фильтрации заключается в автоматическом ранжировании записей. Данный механизм пытается подобрать новости, которые понравятся пользователю и удовлетворят его потребности. Механизм, как и говорилось раньше, принимает во внимание предыдущие действия пользователя.
Третий этап фильтрации довольно просто. Это самостоятельный выбор ссылок, который совершает пользователь, просматривая свою ленту. Наиболее значимым этапом в данной цепочке является первый. Он сокращает долю ссылок почти до 25% у либералов и до 35% у приверженцев консерватизма. Второй этап также имеет влияние, но очень незначительное по сравнению с первым.
Данные результаты исследования малопригодны для российского интернет-пространства. Связано это в первую очередь с тем, что российское общество поляризовано иначе и шкала не совсем подходит для нашей страны.