Факторы, влияющие на развитие личности, их типы
За период развития человека формируются его личностные качества, мировоззрение и мышление. В процессе такого становления выделяют факторы, влияющие на развитие личности. Причем такие факторы делятся на 2 категории: внутренние и внешние.
Но это достаточно грубое деление, поскольку количество факторов весьма внушительное. Требуется некоторый порядок. Для этого создают определенную классификацию. Первоначально классификацию не уточняют, а выделяют только основные факторы по группам. Но учитывая огромное количество этих предусловий формирования личности, разделяют их по
- источникам воссоздания;
- природе появления.
При этом существует широкая трактовка даже самих групп.
Например, известный австрийский психолог З. Фрейд указывал на наличие еще и факторов подсознательного характера, которые оказывают влияние на человека, но имеют скрытый характер.
Современные идеологи настаивают на наличии пограничного типа факторов. То есть таких, которые не являются внутренними или внешними в своей полной мере. Приверженцами теории экзистенциального формирования личности являются
- Альбер Камю;
- Карл Ясперс;
- Жан-Поль Сартр.
Ярким примером понимания таких аспектов является моделирование ситуации «вынужденной» свободы личности.
Типы личности
Определяющие развитие личности факторы принято разделять по степени активности воздействия на человека. А уже из этого делать выводы о типах личности. Среди них есть следующие:
- Модальный тип – это вид личностных характеристик, сформированных в полной мере на основе общепринятых для культуры, местности, ментальности и конкретного общества акцентов. По сути это тип, на который интенсивно влияют внешние факторы, что веками создавались обществом, средой обитания.
- Базисный тип - характеристики личности, которые проходят процесс становления благодаря внешним факторам с направлением на четкую социальную адаптацию. Тут ключевые позиции занимают аргументы, приводимые семьей, коллективом, устоявшейся системой воспитания и обучения.
- Маргинальный тип – вид, в котором факторы развития и формирования личности невозможно четко и ясно классифицировать и выделить, какая именно группа влияет на человека в большей степени. Именно в такой личности и отображается пример пограничных факторов.
Но это все правила, имеющие некоторые исключения. Психологи выделяют так называемый кумулятивный способ воздействия факторов. Это означает, что даже несмотря на ярко выраженные особенности в формировании личностей того или иного региона, той или иной социальной группы, бывают неоднозначные ситуации и обстоятельства.
Именно при воздействии последних интенсивность влияния некоторых факторов становится сильнее, а других начинает выражаться в меньшей мере. Например, в условиях военной обстановки основными будут являться факторы реактивного типа. Это ситуация, когда человек не знает, что может произойти завтра. В результате он пускает все на самотек и ничего не планирует, не старается предугадать. Но вместе с тем могут активизироваться факторы активного типа. А проявляется это в настойчивости, целеустремленности, желании ставить цели и достигать их, уверенности в своей правоте.
Типы факторов, влияющих на формирование личности
Вместе с тем стоит понимать, что факторы, влияющие на развитие личности, лежат в поле зрения и психологии, и педагогики, и философии, и политологии, и социологии. Но несмотря на различные задачи указанных наук, принято выделять основные типы факторов:
- биологические, которые заложены в генетической памяти и обусловлены развитием человека как вида млекопитающего;
- факторы среды, а именно: место, географические либо климатические особенности проживания и становления индивидуума;
- культурные, то есть являющиеся результатом социального партнерства, общения, отпечатки стереотипов конкретного общества или социальной группы;
- индивидуальные – те, которые сформированы на основе личностных мнений, суждений и приобретенного жизненного опыта конкретного человека. Именно на их основе человек формирует свое отношение к людям, ситуациям, самому себе, применяя понятные только ему оценочные критерии.
"Говорить о преобладании в обществе того или иного типа факторов не будет верным. Меняется общество, его понимание действительности, историческая обстановка. Это приводит к различной динамике воздействия факторов становления личности на человека".
Но основная задача состоит в том, чтобы найти верное и компромиссное решение.
Это означает, что индивидууму должно быть комфортно жить и развиваться в факторах общества и самореализовываться за счет личностного понимания действительности.